Я вот решил сделать список прочитанных за год книг.
Всего 25, плохо, Тёныч, плохо.1. Джон Дуглас «Погружение во мрак» — насоветовали мне эту книгу как учебник по психологии серийных убийц. На деле оказалась автобиография одного из первых профайлеров США — довольно интересная, без лишних красивостей, местами жутковатая, но не стоит надеяться словить там каких-то откровений. Очень похоже на Criminal Minds, да (что не удивительно, сериал делали на основе книжек этого автора). У нас с автором очень разный взгляд на смертную казнь, и так как свою позицию он высказывает в книге неоднократно и очень длинно, это порой раздражало. В целом неплохо, понравилось, но вторую я читать не стал, беглого просмотра хватило, чтобы понять, что она не слишком отличается по части глубины изложения.
2. Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве взрослых» — мрак и ужас. Опять же, я купился на научность работы; на деле я получил восторги православного (да-да, это автор выделил в отдельное научное направление) психолога, восторгающегося тем, какие дети оригинальные и непохожие на взрослых. Сексизм, духовность и скрепы во все поля, при этом выборка детей и научность проведённых исследований вызывают сомнения.
3. Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» — неплохо. Интересный формат, местами канцелярита было через край, а от капса рябило в глазах, юмор очень ненавязчивый (настолько, что большую часть времени я даже не улыбался); влиться удалось ближе к середине, а потом как-то раз — и концовка. Дети очень понравились, но мало, мало, их было ужасно мало, я не успел проникнуться. В целом «Мучные младенцы», похожие и сюжетом, и декорациями, и даже немного формой (только вместо служебных записок — дневники учеников) зацепили больше.
4. Питер Хёг «Условно пригодные» — первый раз мне эту книгу пыталась подсунуть препод в универе, и в тот раз у меня с ней не срослось. Это была вторая попытка. Начало было цепляющее, сюжет развернулся бодро, характеры — ух, мрачно, но не настолько, чтобы я ощутил тлен и бзсхдн и бросил читать, плюс практически все герои немножко двинутые (а некоторые не немножко), так что было интересно. Первым неприятным моментом, о котором мне даже пришлось пойти поорать в асечку, оказалась !внезапно романтическая линия; имхо, но она там была совсем не к месту, спокойно-отчаянное стремление одинокого мальчишки защищать и заботиться смотрелось намного лучше без этих соплей. Ну и рассуждений о природе времени во второй части книги, особенно ближе к концу, стало слишком много, я с трудом подавил желание их промотать. Мораль книги прошла мимо меня, ну упс.
5. Джоан Харрис «Джентльмены и игроки» — у меня просто неделя книг про школы, угу. Вспомнил я про этот роман из-за подборки фотографий из частных школ Великобритании — жутко захотелось чего-то такого, школьно-британского, с богатыми мальчиками в форме и залитыми солнечным светом коридорами старых замков. Не прогадал. Приятный размеренный язык, интересный, в меру динамичный, но неспешный сюжет, оригинальный поворот ближе к концу (который я предсказал! могу гордиться!) — кстати, я искренне не понимаю людей, которые считают его читерством и плюются. Перечитывать не стану, не настолько зацепило, но эти несколько часов были потрачены не зря.
6. Дэнни Кинг «Школа для негодяев» — с меня хватит книг про школы, сказал я, открывая очередную книгу про школу. Пожалуй, первая книга в этом списке, которую я просто проглотил, не отрываясь. Рассказ от лица подростка с длинным списком правонарушений, который попадает в особую школу, где многообещающих малолетних воришек учат первоклассно нарушать закон; всё разворачивается быстро и ярко, но красивостей языка и особой психологичности ждать не стоит — и я не знаю, чего ещё сказать, чтобы не наспойлерить. Приятное, хорошее чтиво, я бы почитал что-то ещё в таком духе.
7. Джонатан Тригелл «Мальчик А» — ещё одна проглоченная книга (кажется, я нашёл серию, из которой буду брать книги, она пока очень удачная, цепляет). История о мальчике, который совершил преступление в детстве, вышел из тюрьмы уже взрослым и пытался жить. Психологичная и очень атмосферная книга — я прочувствовал, именно выписывание эмоций далось автору очень хорошо. Немного похоже на «Джентльмены и игроки» по построению — главы, в которых всплывает прошлое, чередуются с настоящим, и персонаж, от лица которого идёт речь, тоже меняется от главы к главе. Ближе к концу события как-то заторопились при том, что до этого всё шло очень размеренно и неспешно. Обошлось без ожидаемого морализаторства, и это круто. Концовка из лав.
8. Огюстен Берроуз «Бегом с ножницами» — ощущение от книги мерзенькое, слишком много тараканов и неприятной физиологии. Непрерывный бред, от которого никак не оторваться — не хочется верить, что все и дальше будут вести себя так же странно, хочется перелистнуть страницу и выдохнуть, узнав, что хоть кто-то стал нормальнее, но нет, чем дальше, тем страннее. И всё-таки что-то меня зацепило. Может быть, то, что с точки зрения любого нормального человека моя семья будет казаться такой же, как у Финчей — чокнутой, грязной и неприятной? И в свете этого концовка... ну, она срезонировала с тем, что у меня внутри было на тот момент, с этими мыслями — «гори всё синим пламенем, бросить семью, бросить универ, уйти куда-то, поселиться в коммуналке, работать в макдональсе и жить». Не уверен, что буду её кому-то советовать.
9. Бен Ааронович «Реки Лондона» — на самом деле книжка очень толковая, мне понравился язык, напоминающий Пратчетта, мне понравился мир, который выстроил автор, мне понравились боги и магия, все эти тонкие описания, отсылки, огромная любовь к городу и легендам, его окружающим, и отдельно доставил привкус полицейской процедуралки, я такие безумно люблю: отчёты, протоколы, взаимодействие отделов. Ну и то, что ГГ — PoC, очень освежает, хотя иногда, каюсь, это вылетало у меня из головы. Разве что финальный сюжет ход показался несколько смазанным, я ждал то ли чего-то менее очевидного, то ли хотя бы более интересного раскрытия... Но не детективная линия тут главная, имхо. Определённо прочитаю остаток серии.
10. Энди Вейер «Марсианин» — ещё одна достойная находка. Лёгкий, приятный язык, в меру смешной, в меру простой, в меру плавный сюжет, со своими точками напряжения, но без эмоциональной тряски — и всё это не важно, потому что главное в этой книге это безумное количество обоснуя в каждой строчке. Снимаю шляпу перед автором, задрочить художественную книгу до такого состояния, чтобы она была похожа на учебник по выживанию на Марсе — та ещё задача. Лучшие фразы из книги уже растащили все кому не лень, но про Аквамена мой фаворит хд Оптимизм ГГ поистине заразен, поднимает настроение.
11. Джонатан Троппер «Дальше живите сами» — книги про семейные воссоединения бывают или очень хорошими, или очень плохими. Это третий вариант: она просто очень не моя. Я начал, зацепившись за описание и за неплохой язык, из того разряда, который мне нравится, но дальше всё оказалось слишком зацикленным на воспоминаниях ГГ о жене, сексе с женой, ненависти к жене, любви к жене, ревности к жене, сексу с другими девушками и т.д. Не поймите неправильно, ничего не имею против сладострастных терзаний героев любых полов, но здесь это было просто неприятно описано. Настолько неприятно, что книгу я бросил, немного не дойдя до конца. Может, зря. Может, в конце крылась дивная тайная мораль, которой я себя лишил.
12. Мариам Петросян «Дом, в котором (том 1)» — я немного считерил и посчитал том первый за отдельную книгу, имхо, размеры это позволяют хд Давно хотел добраться до этой книги, но всё не было правильного настроя, что ли — и вот, наконец, повезло. Глотал запоем, ибо получил ровно то, чего хотел: мистическую атмосферу, сочные описания, в которые буквально можно завернуться. Очень понравилось, как различается пов разных персонажей, ну и сами персонажи характерные порой до гротеска — понимаю, откуда там вырос фэндом (сюда, имхо, так и просится аниме по мотивам. Да, именно аниме). Пожалуй, выделить среди них «любимчика» я не могу, для меня они все слишком чуждые, ни с кем себя не сассоциировать, но это не столько проблема книги, сколько моего восприятия. Опять же, имхо, книга должна очень резонировать с душевным состоянием средних и старших подростков: непонятость, инакость, эскапизм, возведённый в культ. Если это уже прожито и оставлено в прошлом, остается только наблюдать со стороны, не вовлекаясь.
Для чтения второй части снова нужно ловить правильный настрой, так что она лежит и ждёт своего момента.
13. Терри Пратчетт «Незримые академики» — старый добрый Пратчетт. Книга явно не войдёт в число моих любимых: от неё осталось ощущение такой вот сборной солянки, намешано много всего, раскрыто, увы, мало. Каждая из линий заслуживала своего отдельного романа, а так персонажам не хватило места и времени развернуться, и вышло несколько скомканное повествование. некоторые вещи проговорены слишком прямо и в лоб, да ещё несколько раз, от чего начинаешь воспринимать их уже с некоторым раздражением. Но герои, как всегда, чудесные, юмор местами веселит, мораль простая, а пьяный Витинари... за одно это книгу можно любить бесконечно.
14. Сара Уотерс «Ночной дозор» — задумчивое такое, спокойное повествование, очень обыденно показывается и жизнь в оккупированном Лондоне, и в Лондоне послевоенном. Оч приятные персонажи, ну и да, это роман про лесбиянок на второй мировой — уже это стоит отдельного плюсика. Буду читать автора ещё.
15. Сергей Лукацкий «Самый громкий процесс нашей эры. Приговор, который изменил мир» — первая книга об историчности нового завета, которую я прочитал. Простой язык, умеренное количество сносок на исторические источники, редкие проблески сухого ч.ю. автора, никакого антисемитизма; для знакомства с темой — самое то.
16. Хаям Маккоби «Революция в Иудее (Иисус и еврейское сопротивление)» — это научпоп, по своей литературности и эмоциональности больше похожий на художественную книгу. Серьёзно, меня не отпускало чувство, что я читаю роман про войну и оккупацию. И сколько в книге любви к своему народу, я проникся. Тема книги понятна из названия, в целом, раскрываются все те же факты, что в предыдущей, с большим упором на еврейские культурные и религиозные традиции — чтение нового завета после этого прежним уже не будет, гарантирую. Минус — ссылок значительно меньше, чем в других источниках. На качестве самих фактов это не сказывается, но продолжить копаться в теме будет сложнее.
17. Крейг Эванс «Сфабрикованный Иисус» — мне дико нравится манера Эванса излагать информацию.
18. Крейг Эванс «Иисус и его мир: Новейшие открытия» — новый завет и археология, и-ха! Книга даёт не меньше исторического контекста, чем «революция в Иудее», только с большим упором на бытовые мелочи. Очень полезно, если есть желание представить себе, как жили люди в том загадочном первом веке нашей эры. Единственный минус, если можно его так назвать, потому что лично меня это, например, веселит — это манера автора вести мысль: он её ведёт... и ведёт... ведёт всю главу... ты забыл, с чего он начал... а тут БАЦ — и вывод, которого ты совсем не ждал и о котором забыл.
19. Альбер Камю «Калигула» — я дёргал оттуда цитаты в статус, это, по-моему, говорит всё, что нужно знать Ещё могу сказать, что мы смотрели постановку этой пьесы. Венгерскую. Без субтитров и с тремя актёрами на все роли. И оно того стоило.
20. Пер Лагерквист «Варавва» — у Пера интересный стиль. Сбивчивый такой, с неоправданными повторами, неожиданными обрывами, мыслью, которая путается и теряется, а потом всплывает снова — и из-за этого ты действительно веришь в то, что это внутренняя речь персонажа и никак иначе. Варавва меня зацепил, особенно первой половиной текста, этим своим «ну и пожалуйста, и не больно-то мне надо, чтобы меня любили» — и «это за меня Иисус умер, не за вас». И такая обида от финала — я до последнего ждал мести за его друга... вместо этого получил горящий Рим, что, в общем-то, тоже ничего.
21. Пер Лагерквист «Мариамна» — ещё Пер цепляет тем, что найти в его произведениях мораль сложно, и говорить о ней можно долго. Изменила ли Ирода великая любовь? Нет, конечно нет, он остался тем же мудаком и садистом. Может, это история о том, что любовь людей не меняет? Тоже нет... Если смотреть только начало и конец, то история выходит вообще не про любовь, а про Ирода и пустыню, и его внутренний мир, и храм, и звёзды.
22. Леонид Андреев «Иуда Искариот» — эта повесть надолго займёт почётное место в моём топе. Идеально всё: сам Иуда, другие апостолы и его с ними взаимодействие, Иисус, которого в тексте почти нет, но есть его незримое присутствие повсюду. Язык, как я дрочу на язык: он прекрасный, он вкусный, хотя я не люблю это прилагательное применять к текстам. Если из Камю я брал цитаты в статус, то с этими — я всерьёз думал над татуировкой.
— Я обнажил меч, но он сам сказал — не надо.
— Не надо? И ты послушался? — засмеялся Искариот.— Петр, Петр, разве можно его слушать! Разве понимает он что-нибудь в людях, в борьбе!
— Кто не повинуется ему, тот идет в геенну огненную.
— Отчего же ты не пошел? Отчего ты не пошел, Петр? Геенна огненная — что такое геенна? Ну и пусть бы ты пошел — зачем тебе душа, если ты не смеешь бросить ее в огонь, когда захочешь!
23. Стивен Хокинг «Кратчайшая история вселенной» — прелесть научпопа в том, что с этими текстами не складывается эмоциональная вовлеченность. Я почему-то об этой простой истине забыл, и страдал без возможности читать несколько месяцев, потому что на книги не было сил Хокинг сам по себе прекрасен, простой язык, наглядные примеры, в меру шуток, в меру картинок. Я помню школьный курс физики достаточно для того, чтобы не сделать для себя открытий, но приятно было освежить в памяти данные. Удобно, когда блок информации по какому-то предмету собран в одном месте и не загроможден формулами и сложными определениями — я бы хотел такую книжку по химии, потому что вот с ней у меня полная задница.
24. Мато Нажин «Мой народ Сиу» — я теряюсь, как оценивать дневниковые записи. Было скучновато, потому что красотами языка автор не блещет, сложных сюжетных линий тоже нет. Больше всего мне понравилось начало, с детством в резервации, потом в школе — здесь было более-менее подробное описание, дальше уже довольно скомкано. Но как показатель того, какими ублюдками были белые колонисты — сразу да.
25. Майкл Чабон «Приключения Кавалера и Клея» — ещё одна книга, которая войдёт в мой личный топ. Роман про евреев второй мировой, один из которых беженец, а второй инвалид и гей, рисующих комиксы про супергероев? Где я могу подписаться на обновления? Если серьёзно, то у автора чудесный ироничный стиль, и от того сильнее диссонанс, когда описываются этим стилем страшные события. Как меня немыслимо фрустрировала ситуация с семьёй Иозефа, как я до последнего цеплялся за надежду — почти как он сам. Мелкие детали жизни в США сороковых, военной жизни, жизни евреев, жизни издательств, сплетенные вместе, создают такой живой органичный мирок, и на этом фоне — детали гипертрофированные, мистические, невероятные, как голем, с которого начинается история. Однозначно рекомендую всем.